Приветствуем всех на нашем Блоге классных руководителей МКОУ СКШ № 9!

Мы очень рады, что Вы у нас в гостях! Вы можете посмотреть предложенную информацию, высказать свою точку зрения, задать интересующий Вас вопрос.

пятница, 10 января 2020 г.

Родительское собрание по теме «Как воспитать ответственного ребёнка»


Родительское собрание по теме:
             «Как воспитать ответственного ребёнка»





Цель: формирование знаний об  ответственности родителей и  детей за их поведение.
Задачи:
- ознакомить родителей с этапами воспитания ответственности у детей;
- формировать основы ответственности;
- рассказать о приемах, помогающих воспитанию ответственного ребёнка.

                                    План проведения родительского собрания
I.                   Вступительное беседа классного руководителя: «Формирование ответственности у детей.»
II.                Лекция психолога школы по теме: «Зоны и друзья ответственности»..
III.             Лекция социального педагога:» «Стратегия воспитания».
IV.            Лекция классного руководителя по теме: « Основы и тактика воспитания ответственности».

Ход

I.                  Вступительная беседа классного руководителя по теме: «Формирование  ответственности у детей».
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.
Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
Возраст 5-7 лет характеризуется тем, что ребенок в большинстве случаев отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок. Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от младшего школьника с ОВЗ слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте обучающийся должен иметь собственные "зоны ответственности", связанные с личными вещами и школьными принадлежностями, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

II.               Лекция психолога школы: «Зоны и друзья ответственности».
Зоны ответственности
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
Ответственность за домашних любимцев
Ответственность за собственные вещи
Ответственность за данное слово и принятое решение
Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи
Экологическая ответственность
Друзья ответственности

Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость.
Стремление к самостоятельному принятию решений. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.
Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми.
Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые.
*      Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.
*        
*        
III. Лекция социального педагога школы: «Стратегия воспитания».
       Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.
*                  Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.
*                  Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
*                  Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, "порядок есть порядок". Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.
         "Золотой серединой" является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.
IV. Лекция классного руководителя: «Основы и тактика воспитания  ответственности».
Основы ответственности:
Поручение посильных дел.
Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку.
Напоминание и контроль.
Дети - очень отвлекаемые существа, и за просмотром мультика или интересной игрой они вполне могут забыть об обязанностях. Поэтому напомнить им обязательно.
Поощрение и санкции.
Это исключительно важный момент, без которого вся система теряет смысл.
Важно!
В этой работе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов. Она основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к неприятным.
Тактика воспитания ответственности
Буду как мама! Основа детской ответственности - это ответственное поведение его близких людей. Жизненная позиция ответственных людей видна в каждой мелочи, и ребенок впитывает ее естественно, без усилий. Такие родители всегда выполняют обещания, данные детям. Ребенок видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.

Поощрения и санкции. Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, - избегается. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка - это награда, а сдвинутые брови - наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций.

Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, - это чтение и обсуждение литературных произведений. Практически в любой книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком.

*                  Учимся, играя!  Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову - это поиграть с ним. Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс: поставить машинки в гараж и положить кукол спать.
*                   
         Важно помнить, что личность ребенка только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к, ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

1 комментарий: