Муниципальное казённое образовательное
учреждение специальная коррекционная школа
№ 9
Классный час по теме:
«Умеем ли мы общаться»
Цель: формировать навыки дружелюбного
отношения к окружающим.
Задачи:
Знакомить с правилами культурного общения со сверстниками и
взрослыми
Активизировать и обогащать словарный запас.
Воспитывать у обучающихся навыки вежливого и культурного
общения с окружающими людьми.
Ход классного часа
Умеем ли мы вежливо
общаться
Беседа по теме
Сейчас я
поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам
больше всего понравилось.
·
Приветик!
·
Здравствуй,
Коля!
·
Доброе
утро, Ириша, у тебя чудесные ботинки!
·
Привет,
Игорь, ты прекрасно выглядишь!
·
Доброе
утро!
Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы
поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече
его называют по имени и сделали комплимент? Давайте здороваться друг с другом
только так.
Важно ли при встрече улыбаться друг другу? Давайте не будем
скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга?
Жестом и улыбкой можно приветствовать друг друга издалека.
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь?»
- Что мы
можем узнать о человеке по речи?
- Можно ли
говорить о культуре речи тех учеников, которые обращаются друг к другу по
прозвищам и кличкам?
- Послушайте
отрывок из рассказа А Раскина «как папу дразнили», а затем выскажите своё
мнение по поводу того, почему родители не смог ли понять о каких детях говорила
на собрании учительница?
… Однажды
учительница сказала ребятам так:
- Я знаю, что у всех есть прозвища. Мне кажется, очень глупо
дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста.
Почему вы так не уважаете себя и друг друга?
Ребята пообещали забыть свои прозвища. И некоторое время они
держали слово.
А потом опять в классе можно было услышать: «Цыган», «Рыжий –
красный», «Федура» и «заноза».
Тогда Афанасия Никифоровна приняла свои
меры. Вот что она сделала. На родительском собрании она сказала:
- Поговорим теперь об
успеваемости ваших детей. Заноза успевает по всем предметам, но много
разговаривает на уроках. Мешок тс картошкой
-хороший математик. Но вот грамотность его меня немножко беспокоит. Он
делает много ошибок. Федура хорошо отвечает в классе, а домашние работы делает
небрежно. Рыжий – красный – лучший художник в классе, но ему нужно больше
читать вслух. Рёва – корова и Пышка – Кубышка плохо решает задачи. Им нужны дополнительные
задачи по математике. Я порекомендовала их к Глухарю.
- Как вы думаете, родители поняли, о ком шла речь? Всё ли им
было понятно? Приятно ли родителям было слышать эти прозвища?
- Какое настроение было у родителей после этого родительского
собрания?
- Какие меры могли родители предпринять после всего
услышанного?
- Что вы почувствовали?
Игра «Комплимент»
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садиться на этот стул
теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул по очереди сядут два
одноклассника – мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты
сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева
записано слово мальчик, справа – девочка. Все названные добрые слова,
характеризующие и мальчика и девочку,
учитель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет добрые слова,
характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети по очереди садятся
на стул, а остальные говорят о них только хорошее.
Анализ ситуации.
Вы… это самое… того…
Когда вы говорите, то, значит, это…как его…
Ну, в общем, не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Прислушайтесь к себе, как часто вы произносите похожие слова
в которых нет смысла. Такие слова ничего не обозначают, а только засоряют нашу
речь. Выбросите из каждой строчки все слова «паразиты», что останется?
Изменится ли смысл сказанного?
Искусство говорить «нет»
Ребята, представьте, что я прошу вас на перемене отдыхать, а
решить ещё одну задачу по математике. Что вы мне ответите? «Нет, не хочу, не
буду». А знаете как мене ответил мальчик из другого класса? Он сказал: «Я с
удовольствием решу эту задачу, только не на перемене, а дома». Скажите, он мне
отказал или согласился?
Вывод: умейте отказаться от предложения
так, чтобы не обидеть просящего. Сначала подумайте, а потом говорите.
Закрепление материала
(Дети читают стихи.)
В нашем классе чудеса, бывает, происходят,
Дети нужные слова бывает не находят.
В любое время года, в жару или ненастье
Забывает кое – кто простое слово …(здрасте).
С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово… (извините).
Подарили вам портфель и ещё что – либо,
Надо что – то бы сказать, кажется …(спасибо).
Эти важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас всё, что захотите!
Спасибо, здрасте, извините – к общенью дверь,
В неё входите!
- какие слова как можно чаще надо включать в свою речь7
Итог классного часа
- В чём заключается правильный грамматический строй речи? (В словарном
запасе, образности языка, гибкости и яркости интонаций, частоты дикции.)
Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняют ваше
здоровье и здоровье окружающих. Сначала подумайте, а потом скажите.
Комментариев нет:
Отправить комментарий