Приветствуем всех на нашем Блоге классных руководителей МКОУ СКШ № 9!

Мы очень рады, что Вы у нас в гостях! Вы можете посмотреть предложенную информацию, высказать свою точку зрения, задать интересующий Вас вопрос.

понедельник, 14 октября 2019 г.

Родительское собрание



Муниципальное казённое образовательное учреждение специальная коррекционная школа   № 9

Родительское собрание по теме:

«ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ  НАРУШЕНИЯМИ)»


                                                        Классный руководитель:
                                                                       Наприенко Оксана Александровна


Мысковский городской округ
2019
Цель: формирование знаний влияния семейного воспитания  семейного воспитания на становление личности ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
Дать знания о влиянии взаимоотношения детей и родителей на развитие личности детей.
Предложить способы и приёмы доброжелательных отношений в семье.
Воспитание чувства ответственности за воспитание детей.

                            План
I.                  Лекция классного руководителя по теме: «Взаимоотношения детей и родителей как средство развития личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
II.              Лекция психолога по теме: «Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребёнка».
III.           Памятка для родителей.
Ход
I.      Лекция классного руководителя по теме: « Взаимоотношения детей и родителей как средство развития личности обучающихся.
Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка: счастливым, здоровым, социализированным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог самореализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, независимо от того в какой стране они живут, на каком языке говорят, каков экономический и политический строй.  Каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в  развитии личности каждого ребёнка. К родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни  ребёнка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного  и душевного здоровья. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся и в этом у ребёнка не должно быть сомнений. Все неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создаётся некий эмоциональный дефицит, когда  ребёнок лишён прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребёнку чувства, что его любят и о нём заботятся, не зависят от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребёнок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с  обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включаются по их инициативе ребёнок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной  цели. Глубокий  постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в становлении личности каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают  детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего организма. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться  о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог.
Диалог.  Как строить воспитывающий диалог?  Главное в установлении диалога – это совместное  устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Ребёнок  должен становиться не объектом воспитательных, а союзником в общей семейной жизни, устанавливается равенство позиций ребёнка и взрослого. Равенство позиций  означает признание активной роли ребёнка в становлении его личности. Родители могут лишь пробудить в ребёнке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. Равенство позиций не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребёнка, нет, им предстоит подняться до понимания «Тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно видеть мир в самых разных формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познать своеобразие его индивидуальности. Для этого необходимо: постоянное  тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, во внутренний мир ребёнка, в происходящие в нём изменения, в особенности его душевного строя.  Всё это создаёт основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие.  Помимо диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё одно чрезвычайное правило. Эта сторона общения  называется принятием ребёнка.  Под принятием ребёнка понимается признанием права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребёнка в повседневном общении с ним. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребёнка и присущих ему качеств характера. Это наносит серьёзный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Ребёнок должен быть уверен в родительской любви независимо от сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви – это принятие:  «люблю, не потому что ты -  хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть». Но и хвалить его за это нельзя, тогда он остановится в своём развитии, не будет работать над своими недостатками. Воспитание личности ребёнка ни одно только принятие, похвала и порицание, воспитание и становление личности ребёнка состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идёт о  реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребёнком. Требование  принятия ребёнка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитии, а значит в постоянное совершенствование ребёнка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребёнка помогает вера во всё то, хорошее и сильное, что есть в каждом, даже самом неблагополучном, ребёнке. Истинная любовь помогает родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребёнка, на поддержку сильных сторон души, к  борьбе со слабостями и несовершенствами.
Контакт с ребёнком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию всё новых и новых «портретов» ребёнка.  Это путь всё новых и новых открытий. Оценку не личности ребёнка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Если называть своего ребёнка лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, вряд ли  это заставит изменить его своё поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребёнка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребёнок оценит своё поведение и сделает правильные выводы. Он может  ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более лёгкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребёнком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё и потому, что весьма часто за родительским суждением стоит недовольство собственным  поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной  оценкой  всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца»».  Печаль, а не гнев, сочувствие,  а не мстительность – таковы эмоции истинно любящих своего ребёнка, принимающих родителей.
Независимость ребёнка. Связь между родителями и ребёнком относится к наиболее сильным человеческим связям. Человек не может черпать жизненные силы из самого себя. Человеческая жизнь, по мнению психолога А.Н. Леонтьева – это раздельное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом.  Вместе с тем  связь ребёнка  с его родителями внутренне конфликтна. Дети, взрослея, всё  более приобретают желание уберечь  отдаления этой связи,  родители  стараются как можно дольше её удержать.  Родители хотят уберечь  молодёжь перед жизненными опасностями, поделиться  своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, проблем, хотят сами узнать мир. Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Предоставление ребёнку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребёнка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем  многое зависит и от личности родителей, от стиля  их отношения к ребёнку. Известно, что семьи весьма различаются по той или иной степени свободы или самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях  первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестрёнку, ездит на занятия через весь город. В другой семье ребёнок находится под постоянной опекой и подвергается строжайшему контролю. Необходимо иметь ввиду то, что устанавливаемая дистанция связана с более общими факторами, определяющими процесс  становления личности ребёнка, прежде всего с мотивационными структурами личности родителей. Поведение взрослого  человека определяется  достаточно большим и сложным набором разнообразных побудителей, обозначаемых словом «мотив». В личности человека все мотивы выстраиваются а определённую, индивидуальную для каждого  подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими, наиболее значимыми для человека, другие приобретают подчинённое значение. Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через те мотивы, которые, которые её побуждают. Для правильного построения воспитания личности ребёнка необходимо время от времени определять для себй те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями.
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно зависит от  того, какое место занимает деятельность воспитания личности ребёнка во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займёт деятельность по воспитанию личности ребёнка. Необходимо помнить, что именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастит ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывает реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
II.Лекция психолога по теме: «Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребёнка».
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, его проводником является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
1. Семья – это основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессовых ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. В семье формируются модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья - место приобретения жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья – это место формирования поведения ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье – залог успешности будущего ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Таким образом, семья выступает залогом успешности или неспешности развития ребенка.
Семья поставлена сегодня в тяжелые экономические условия, расшатывающие и нравственные устои. Статистика свидетельствует: проблемы семьи и социальное сиротство – на первом месте. Все больше встречается беспризорных детей, брошенных родителями, бездомных, бродяг. Доля бытовых травм, полученных детьми из-за невнимания, беспечности родителей, достигла 70% от общего числа зарегистрированных травм и отравлений детей моложе 14 лет. Растет количество детских самоубийств, в г. Мыски   в период с январь по март 2013г.  зарегистрировано 43 случая с летальным исходом, 1145 случаев обращения о преступлениях  против несовершеннолетних, наибольшую опасность для детей составляет нахождение   в семьях в которых либо мать одиночка проживающая с сожителем, а так же злоупотребляющие алкоголем, семьи с асоциальным образом жизни (ассоциальных). В связи с чем в  последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института. Однако возможности ученых в исследованиях ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно замкнутую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. В то же время следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания а так же характер системы отношений «родители – ребенок». 
Л. Б. Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей». (1, с.461) Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития». Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.
III. Памятка для родителей.
Составляющие успешного воспитания в семье;
- родительская любовь,
- диалог,
- принятие,
- контакт,
-  контроль,
 - независимость ребёнка.




Комментариев нет:

Отправить комментарий