Приветствуем всех на нашем Блоге классных руководителей МКОУ СКШ № 9!

Мы очень рады, что Вы у нас в гостях! Вы можете посмотреть предложенную информацию, высказать свою точку зрения, задать интересующий Вас вопрос.

пятница, 6 сентября 2019 г.

Игры с математическим содержанием


Игры с математическим содержанием
Предлагаемые для младших школьников  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) игры с математическим содержанием многофункциональны. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
Ребенок осваивает цифры, узнает о количественном составе и порядковом
свойстве  числа;  узнает  и  запоминает  цвет,   форму;  тренирует  мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, память, воображение.
Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы
педагога и развивают интерес к математике у детей. Эти особенности, а
также принцип постепенного и постоянного усложнения материала дают
возможность использовать игры практически на всех уроках математики.
При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются
прежде всего такие игры, с  помощью которых дети осознают приемы
образования каждого последующего и предыдущего числа.
Более подробную информацию и материалы Вы можете найти здесь
Игра «Составим поезд»
Дидактическая цель: ознакомить детей с приемом образования чисел
путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из
последующего числа, развитие интереса к познавательной деятельности.
Содержание  игры:  учитель  вызывает  к доске  поочередно учеников.
Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например,
первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик,
выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет руку на
плечо  ученика,   стоящего   впереди).   Называет  свой  порядковый  номер, остальные  составляют  пример:   «Один  да один,  получится  два».  Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на
сложение: «Два да один - это три». Потом вагоны (ученики) отцепляются по
одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного - это два. Два без
одного - это один» (Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и
2 классах. М., 1996 стр.46.)
Игра «Живой уголок».
Дидактическая цель: ознакомление детей с приемом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше», активизация познавательной деятельности.
Мтериал: картинки с изображением животных, или набор фигурок животных.
Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал еще один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и еще один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идет при счете после числа 1). (Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987 стр.39).
Игра «Молчанка»
Дидактическая цель: развитие знаний о порядковом номере числа, знаний обозначения цифр.
Материал: Изображение числового ряда, карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель: Я буду показывать указкой на числовые карточки, а вы - поднимать нужные цифры.
Игра «Продолжи счет». Дидактическая цель: развитие прямого и обратного счета с любого числа в пределах 10.
Содержание   игры:   учитель   начинает,   затем   показывает   на  ученика, который и продолжит счет.
Игра «Слушай и считай»
Дидактическая цель: развитие счета, знаний цифрового обозначения числа, развитие внимания учащихся.
Материал: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10.
Содержание игры учитель палочкой ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Игра «Войди в ворота»
Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа. Материал: карточки с цифрами.
Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, ... , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.
Игра «На что похоже»
Дидактическая цель: активизировать познавательную активность детей в процессе сравнения предметов и множеств по разным основаниям.
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Содержание игры: учитель по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Задание: «Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)».
Игра «Чем отличается»
Дидактическая цель: активизировать познавательную активность детей в процессе сравнения предметов, развитие внимания, умений вычленять детали
для сравнения.
Материал: 2 плаката с изображением Буратино.
Содержание игры: учитель просит детей найти 10 отличий, которые сделал художник при копировании картины.

Игра «Собери ракету»
Дидактическая цель: совершенствовать вычислительные навыки.
Материал: у детей на столах детали ракеты с примерами на сложение и вычитание, с ответом на одну цифру. На доске макет ракеты части которой пронумерованы той цифрой, которые должны получиться в ответах.
Содержание игры: учитель дает задание сконструировать ракету, для чего нужно решить пример и поставить свою деталь на нужное место в ракете. Дети, каждый выходя к доске и ставя свою деталь на определённое место, конструируют ракету.
Игра «Ягодку в корзинку»
Дидактическая цель: совершенствовать вычислительные навыки.

Материал: у учеников ягодки с изображением примеров на листочках.



На доске корзинки с цифрами.
Содержание игры: учитель предлагает решить пример и положить ягодки в соответствующую корзинку.
Игра «Математическая эстафета»   
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Материал:  10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.
Содержание игры: учитель делит класс на 2 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвертый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют из второй команды. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
Игра «Потерялись числа».
Дидактическая цель: ознакомить с порядком числа, рядом стоящими числами в числовом ряду.
Материал: На доске числовые карточки от 1 до 10, несколько карточек перевернуты обратной.

Содержание игру учитель спрашивает, сколько карточек на доске. Просит назвать числа на карточках. Отгадайте, какие карточки, пропущены. Дети называют числа, кто-то из учеников их переворачивает. Учитель просит назвать первое число, последнее число в ряду чисел. Какое число следует за числом 3, за числом 7? Какое число предшествует числу 4; числу 10? Какое число стоит между числами 5 и 7; между 3 и 5? Последующее число больше или меньше предыдущего? На сколько последующее число больше предыдущего? Какое число стоит справа от числа 9; слева от числа 8? Назовите соседей числа 5; числа 9 и т.п.
Игра «Подарки Петрушки»
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа.
Материал: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.




Игра «Лучший счетчик»
Дидактическая цель: развитие счетных навыков, знаний обозначения цифр.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Содержание игры: учитель на магнитном флонелеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
Игра «Украсим елку игрушками»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Материал: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка -математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке -звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
Игра «Контролеры».
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Материал: зеленые и красные круги.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два
контролера  у  доски  следят  за  правильностью  ответов:  один  -  первой
команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой
команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают
про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой
команды до заданного числа и ведут счет про себя (например 6 - прибавил 1,
7 - прибавил 2, 8 - прибавил 3). Затем они называют число выполненных
наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь - это...», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красные - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа.
Игра «Сколько палочек в другой руке?»
Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа. Материал: набор отдельных палочек и пучков палочек. Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки - в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом. Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой - пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 5 палочек, и 2 отдельных палочки в левую. Дети составляют пример на сложение 5+2=7
Игра «Хлопки»
Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.
Материал: набор определенных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа - десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый - число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

Игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Материал: изображение числового ряда.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например: 0123456789 9+1=10 10 + 0=10 1+9=10  
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».

Освободи птичку.
Материал игры: клетки с птичками, дерево с пазами.
Содержание игры. Птички находятся в клетке. Уче­ник берет ту птичку, которая ему больше понравилась. В кармашке птички задание, например: «Посчитай от 5 до 10. Назови числа меньше 3. Считай от 6 обратно» и т.д. Если ученик правильно ответил на вопрос, то птичка летит на дерево; если ученик ошибся, то птичка снова возвращается в клетку.

Поймай рыбку.
Материал игры: аквариум с рыбками.
Содержание игры аналогично предыдущей. Ученик ловит рыбку и берет ее себе до окончания игры в том случае, если он правильно выполнил задание, которое находится в кармашке рыбки.
Итог игры можно подвести и по рядам. Считаем, сколько рыбок поймали рыбаки в каждом ряду: в ка­ком ряду больше всего рыбок; в каком ряду меньше рыбок; в каких рядах рыбок поровну.

У кого большее число или у кого меньшее число?
Материал игры: таблички с цифрами.
Содержание игры. Каждый ученик получает две-три
таблички с цифрами. Учитель кладет или показывает цифру (например, 5). «У кого числа, больше пяти?» — спрашивает учитель. (Ученики показывают их.) Эти кар­точки откладываются в сторону. Учитель показывает цифру 4. «У кого числа, меньшие числа 4?» Ученики показывают. Кто раньше сбросил все карточки и играл без ошибок, тот выиграл.

Назови число на единицу больше (или меньше).

Материал игры: таблички с цифрами.
Содержание игры. Учитель показывает таблички с
цифрами или называет число. Ученики по очереди на­зывают числа на единицу больше (или меньше) назван­ного. Учитель показывает цифру 5. Ученик — цифру 6. Учитель — число 15. Ученик — 14 и т.д.

Каких чисел недостает?
Содержание игры. Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся меж­ду ними. Например, учитель: «Три, семь».
Ученики: «Четыре, пять, шесть».
Учитель: «Одиннадцать, пятнадцать».
Ученики: «Двенадцать, тринадцать, четырнадцать».

Много — мало — один.
Материал игры: у детей карточки (5x4 см) с рисунка­ми, на которых изображены: один, два, три шара, связка шаров, один цветок, два-три цветка, букет цветов, один гриб, два-три гриба, кучка грибов и тд. (рис. 4). У каж­дого — по три карточки.
Содержание игры. Учитель говорит: «Много». Каж­дый ребенок поднимает карточку, на которой нарисо­вано много предметов. Учитель говорит «Мало». Дети поднимают карточки, на которых нарисовано два-три предмета. Учитель говорит: «Один». Дети поднимают карточки с соответствующим количеством предметов.
Желательно, чтобы у детей были карточки с разны­ми рисунками.

Достань из мешочка.
Материал игры: мешочек, в котором сложены желу­ди, пуговицы, орехи или другие мелкие предметы.
Содержание игры. Не глядя в мешочек, достать мно­го орехов, один орех. Выполняет один ребенок, а ос­тальные проверяют. «Возьми в левую руку много оре­хов из мешочка, а в правую — мало», — говорит учи­тель. Если ребенок неверно выполняет условие игры, то он кладет орешки обратно в мешочек; если верно, то получает фант.
В конце игры в каждом ряду фанты пересчитываются. Тот ряд, который имеет больше фантов, выиграл. (В каждом ряду детей должно быть поровну.)

Угадай, в какой руке больше.
 Содержание игры. Учитель показывает табличку с цифрой, например 2. Ребенок находит маленькую кар­точку, на которой нарисовано две игрушки, и закрыва­ет ею соответствующую клетку большой карточки. При этом он должен дать словесный отчет своим действи­ям: «Здесь два барабана, я закрыл два кружочка». Ос­тальные проверяют. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто первый закрыл всю большую карту и ни разу не ошибся.
Примечание. Игре должны предшествовать упраж­нения на сравнение множеств, на закрепление соотно­шения количества и цифры и наоборот.
Вариант 3. Каждый ребенок получает одну большую карточку и пять маленьких. Каждую клеточку таблицы ребенок должен самостоятельно закрыть ма­ленькой карточкой, на которой нарисовано соответст­вующее количество игрушек.

Столовые приборы.
Материал игры: картинные таблицы (8x9 см каж­дая), разделенные на клетки; в каждой клетке нарисо­вано по два-три предмета (ложки, вилки, тарелки и т.д.). На маленьких карточках (4x2 см) нарисованы те же
материал игры: мелкие предметы.
Содержание игры. Ребенок становится спиной к клас­су и отводит руки назад. Учитель, а потом кто-либо из детей вкладывает ему в ладошки предметы (кубики, пу­говицы, шарики), но так, чтобы в одной было много предметов, а в другой — мало или один предмет.
Ребенок должен повернуться к классу и сказать, в ка­кой руке предметов мало, много или один и в какой руке предметов больше — в левой или в правой. Например: «У меня в левой руке шариков меньше, чем в правой. У меня в левой руке шариков мало, а в правой — много».


Подбери столько же кружочков.
Материал игры: карточки с числовыми фигурами; предметы для счета: кружочки, пуговицы, трафаретки овощей или фруктов.
Содержание игры. Учитель раздает детям карточки с числовыми фигурами. Каждый ребенок должен к кар­точке подобрать соответствующее количество предме­тов. Учитель проверяет. Полный словесный отчет дают два-три ребенка. Например: «У меня на карточке три кружочка, я положил тоже три кружочка».
Флажок вручается ряду, в котором дети не допусти­ли ошибок.

Подбери нужную карточку.

Вариант 1. Материал игры: карточки с изобра­жением различного количества предметов: грибков, звездочек, флажков, яблок  (лежат на столе учителя); большой прямоугольник, нарисованный на до­ске, разбит на шесть—восемь клеточек, в которых нарисованы числовые фигуры .
Содержание игры. Из каждого ряда выходят по одно­му ребенку и тянут карточки, которые они должны при­крепить на ту клеточку, где находится числовая фигура, соответствующая количеству предметов на карточке.
Выигрывает ребенок выполнивший задание правиль­но и быстрее других.
Вариант 2. Материал игры: из плотной бума­ги заготавливается столько больших карточек (6 х4 см), сколько детей в группе (классе), и в пять раз больше маленьких карточек (2x2 см). Большие кар­точки делятся на пять частей. В каждой части нарисованы кружочки. На маленьких карточках нарисовано соответствую­щее количество игрушек: мячи, барабаны, юлы, кук­лы, пирамидки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий