Приветствуем всех на нашем Блоге классных руководителей МКОУ СКШ № 9!

Мы очень рады, что Вы у нас в гостях! Вы можете посмотреть предложенную информацию, высказать свою точку зрения, задать интересующий Вас вопрос.

вторник, 10 сентября 2019 г.

Возрастные особенности младших школьников.


Консультация для родителей (законных представителей)
Возрастные особенности младших школьников
    • Отличие младших школьников друг от друга, девочек от мальчиков
    • Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
Возрастные особенности младших школьников
            Каков же он – ребёнок младшего школьного возраста?

Отличие младших школьников друг от друга
            Прежде всего, надо отметить, что дети в этом возрасте разные, многое отличает их друг от друга. Например, единственные в семье дети сильно отличаются от тех, кто живёт с братьями и сёстрами; те, кто ходил в детский садик, - от тех, кто воспитывался дома. Дети, кто большую часть свободного времени проводит на улице, общаясь, играя  с разными по возрасту ребятами, от домашних детей.

                Девочки рождаются более зрелыми (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики в среднем позже начинают ходить, говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек на год.
                До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше. Но девочки более чувствительны к шуму. В 1-2 классе  у девочек выше кожная чувствительность, их более раздражает телесный дискомфорт.
                Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Мальчики чаще задают вопросы ради получения  конкретного ответа («Когда у нас следующий урок?»), а девочки ради установления контакта («А вы к нам ещё придёте?»).
                Во время ответов мальчики смотрят в парту, в сторону, перед собой, а девочки в лицо учителю, ищут подтверждения правильности, ждут одобрения.
                Специалисты считают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.  Мальчики врабатываются дольше. К тому времени, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.
                Девочки лучше выполняют типовые, шаблонные задания, а мальчики лучше поисковую деятельность. Учебные успехи мальчиков в целом ниже. Они (особенно на первом году обучения) испытывают значительные трудности в координации движений, речи, в исполнении деятельности, требующей произвольных усилий, быстрее утомляются. Но мальчики охотнее и содержательнее высказывают на уроках собственное мнение, задают вопросы, активнее импровизируют, сообщают дополнительные сведения. Девочки чаще всего доводят начатое дело до конца, даже если оно их не очень привлекает. Мальчики горячо откликаются, легко загораются, активно и творчески включаются, но практически не могут самостоятельно, без внешней поддержки и материального поощрения довести начатое дело  до конца. В ряде исследований доказано, что мальчики предпочитают и лучше выполняют задания в одиночку, а девочки – в смешанной по полу группе.
            Настроение девочек начальной школы, как правило, не подвержено резким перепадам и зависит,  прежде всего, от того, установился ли у них контакт с учительницей. В то же время уже в первом классе девочки обнаруживают относительно высокую требовательность к себе, склонность к более скромной, чем у мальчиков, оценке своих учебных успехов, поведения, личностных качеств.
            Настроение мальчиков зависит от конкретной ситуации и является неустойчивым. Оно может в течение короткого времени резко изменяться, колеблясь от уныния, раздражения, обиды до эйфории и обратно. Они легко расстраиваются при неудачах, но быстро забывают о своих обидах, особенно если увлечены игрой.
             Младшие школьники обоего пола с первых же дней пребывания в новом коллективе довольно легко вступают в контакт, включаются в деятельность. При этом девочки чаще всего образуют небольшие (по 2-3 человека), довольно стабильные группы, куда входят только ученицы своего класса. Мальчики не столь требовательны к постоянству состава группы, их группы более многочисленны.
            К концу первого полугодия девочки знают не только имена, но и фамилии одноклассников, а мальчики лишь имена некоторых одноклассниц.
           
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: раскладывают перед собой предметы, куклы, др. игрушки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголочка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом всё предоставленное им пространство. Если в горизонтальной плоскости мало места, начнут использовать и вертикальную плоскость.  Основное занятие детей  вне школы – игра. Девочки предпочитают ролевые игры, а мальчики – спортивные или военные. Как правило, за стенами школы мальчик как бы забывает о ней: школа не проникает в его игры, он не любит о ней рассказывать, даже если учится хорошо. А девочки часто и вне школы играют в школу, чаще копируя учителя.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
            Дам некоторую характеристику организма младшего школьника, т. к. она практически не осознаётся, но существенна для ребёнка и его воспитания в данном возрасте.
            Физиологически ребенок усиленно растет, увеличивается активность многих органов и систем. Организм использует все свои резервы, чтобы справится с этой работой, поэтому любопытный младший школьник легко устает и очень раним.    Развитие организма идёт достаточно интенсивно. Дети продолжают расти. Меняется не только рост и масса, но и пропорции тела. Общий рост ребёнка увеличивается за счёт роста ног. Размеры мальчиков и девочек пока различаются не очень сильно, а обнаружатся позднее – в период полового созревания. Примерно с 10 лет 4 месяцев девочки по росту начинают обгонять мальчиков, у мальчиков это период начинается с 13 лет 10 месяцев. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год,  вес тела  увеличивается примерно от 18 до 36 кг.
            К 10 годам у детей заканчивается формирование механизмов иммунитета, отчего дети в этот период болеют меньше, чем дошкольники.
            Продолжает формироваться скелет ребёнка. Мускулатура (в частности, мышцы спины и брюшного пресса) относительно слаба. Прочность опорного аппарата также невелика. Дети проявляют большую активность, но довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных упражнений. Костная система ещё в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, конечностей и таза не завершено. В костной системе ещё много хрящевой ткани.
            Растущий мозг имеет ослабленные защитные механизмы, поэтому случаются неврозы и нервные срывы при избыточной нагрузке.

Рекомендации         
            Кажется, что ребенок уже вырос и стал более самостоятельным, но это не так. Младшие школьники часто испытывают социальные страхи, боятся показаться смешными или глупыми, потерять доверие взрослых, не оправдать надежд. Им по-прежнему нужно много внимания, ваша помощь в решении всех стоящих перед ними задач, начиная от учебы заканчивая установлением дружеских отношений в коллективе. Не вмешательство и поучения, а совет, понимание и любовь им необходимы.         
            Младшие школьники очень доверчивые. Как правило, они безгранично верят родителям и учителю, которые являются для него в этот период непререкаемыми авторитетами.  Поэтому очень важно, чтобы мы для детей были примером во всех отношениях.


Комментариев нет:

Отправить комментарий